ВОЗЬМУ ПЕРО, НАПИШУ ПИСЬМО...

 

 

Картинка

 

"Дай, няня, мне перо, бумагу,
Да стол подвинь; я СКОРО ЛЯГУ;
ПРОСТИ". И вот она одна.
Все тихо. Светит ей ЛУНА.
Облокотясь, Татьяна пишет.
И все Евгений на уме,
И в необдуманном письме
Любовь невинной девы дышит.
Письмо готово, сложено...
Татьяна! для кого ж оно?
А. ПУШКИН

 

 

 

 

   Благодаря поэтическому дару и перу поэта, которым он начертал эти строки, потомки могут воспроизвести мысли русского классика. Впрочем, человечество просто невозможно представить без эпистолярного жанра.

 

   Начало письменности датируется концом 4-го - началом 3-го тысячелетия до н. э.; знаки в те далекие времена вырубали на камне специальными металлическими инструментами. В Древнем Египте писали на папирусе с помощью палочки с расщепленным концом, обмакивая ее в тушь.

 

   О всевозможных приспособлениях для письма можно узнать из литературы. А можно увидеть своими глазами в фондах музея, где хранится коллекция, которую музейщики любовно называют "Потомки гусиного пера".

 

   Большинство предметов коллекции собрал скромный труженик отдела фондов, музейщик с большим стажем Вадим Алексеевич Баландин. Уж он-то знает про каждое перо и ручку все: из какого материала сделаны, кому принадлежали, в какое время бытовали...

 

  Самый древний раритет в коллекции - костяное писало для письма на бересте. Оно датируется IX - XIV веками и было обнаружено Камской археологической экспедицией на Кыласовом городище. Настоящими гусиными перьями местные жители, конечно же, пользо-вались, но в музее их нет.

 

  Зато в коллекции самые разнообразные металлические перья, которые заменили "птичьи". Уже в 50-е годы XIX века началось их фабричное изготовление. Наиболее известными фирмами были английские "Перри", "Соммервил", "Леонард", немецкие "Зоннекен" и "Фабер", французская "Бланзи", русское общество Рига.

 

   Металлические перья постоянно совершенствовались: это касалось не только внешнего вида, но и способов выемки пера из ручки. В начале XX века различали всеобщие, салонные, банкирские, конторские, дамские перья, перья для училищ, для писем. Чтобы сразу распознать их, отверстия на перьях были вырублены в виде карточных мастей: бубны, черви, трефи, пики.

 

   В Советском Союзе основным поставщиком перьев, в том числе и для авторучек, был завод в Ярославле. Его перья имеют маркировку "Я". До появления компьютерной техники особое место в исполнении чертежей и шрифтов занимали так называемые плакатные и крутлоконечные перья. Писали ими цветной тушью или гуашью. Вот такая история пера.

 

   А что же сама ручка? В коллекции музея можно увидеть, к примеру, ручку дорожную: миниатюрную, с выдвижным пером, карандашом и штемпелем. Такие бытовали в начале XX века. Или ручку сувенирную конца XIX века из металла, выполненную в форме гусиного пера. Принадлежала она одному из основателей нашего музея П. Н. Серебренникову. Как правило, к ручке прилагалась чернильница, ибо без чернил в то время не могли обойтись. Чернильницы также были на все случаи жизни.

 

   Хранится в музее чернильница дорожная в форме миниатюрной бутылочки, к ней - ручка с пером "лилипут", или целый набор: чернильница, складная ручка и медаль, которые выдавались участникам Первой всеобщей переписи населения России, проведенной в 1897 году.

 

   На столах жителей Перми, чиновников и обывателей, стояли письменные приборы. Они состояли из нескольких предметов. В коллекции музея есть письменный прибор из яшмы второй половины XIX века, он включает в себя доску с двумя чернильницами и подставкой для ручек, перочистку, карандашницу, пепельницу, спичечницу и пресс-папье. Пресс-папье раньше имелось повсюду: на почте, в конторах, институтах, на всех письменных столах стояли и простенькие, дешевые, и массивные, дорогие, каменные, художественно отделанные бронзой.

 

  Они были снабжены розовыми или белыми промокашками, которыми сушили-промокали написанные бумаги.

 

   Интересный факт: во время визита Президента России Б. Н. Ельцина в Прикамье 30-31 мая 1996 года был подписан Договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации, Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Договоры такого ранга подписывают только чернилами. А вот где найти пресс-папье, чтобы промокнуть чернила? Это оказалось делом непростым. И тогда обратились за столь необходимым предметом в музей, который и предоставил на церемонию подписания договора пресспапье из своих фондов.

 

   Письменные приборы стояли на специальных столах - конторках. Конторкой пользовались писатели, журналисты, люди, которые много пишут. На конторке обычно находился нож для разрезания книг. И, между прочим, интересная книга или нет в библиотеке, не составляло труда определить сразу - по разрезанным страницам.

 

  Раньше ручку с пером называли вечной ручкой. Перо часто подтекало и, прежде чем начать писать, ручку следовало стряхнуть, поэтому повсюду полы пестрели чернильными пятнами. Но вот на смену вечным ручкам пришли сначала поршневые, а затем и шариковые.

 

  Появлением последних мы обязаны венгерскому журналисту Ласло-Иожефу Биро, который изобрел ее в 1938 году. Ему по роду деятельности часто приходилось бывать в типографии и наблюдать, как из ротационной машины выходят новенькие и сухие газетные листа. Он задумался: а почему нельзя наполнить резервуар "вечного пера" какими-то специальными чернилами, которые сохнут столь же быстро, как и типографская краска? Биро посоветовался со своим братом-химиком, заполнил стержень густой краской, а перо заменил маленьким вращающимся шариком. Первый опытный образец удался на славу, и вскоре шариковая ручка зашагала по планете, вытесняя перьевые ручки и покоряя сердца людей простотой и удобством.

 

   В коллекции музея хранятся самые разнообразные шариковые ручки: одноразовые, одноцветные, многоцветные, в корпусах из металла, дерева и пластмассы. Коллекция пополняется с каждым годом. В ней появились фломастеры разных лет, маркеры, капиллярные ручки.