ПРИЯТНЫ ЗВУКИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ...

 

Картинка

 

 

 

 

 

 

Оркестра ДУХОВОГО ВЗДОХИ,
Его одышка, ХРИП ГРУДНОЙ
Не соответствует эпохе
Рациональной, молодой...
И. Муратов

 

 

 

 

 

 

 

 

   В наши дни прочно вошла в повседневный быт звуковоспроизводящая техника - магнитофоны, плейеры и целые музыкальные центры.

 

   Инженерная мысль в этой области неумолимо движется вперед, и, пожалуй, теперь только в музее можно увидеть первые наивные механизмы, звучание которых приводило в восторг наших прадедушек и прабабушек. В тишине кабинетов отдела фондов покоятся на полках эти прародители современных звуковых устройств. Однако как украшают они любую выставку! Как приятно их звучание, когда приведен в действие механизм и несколько минут радуют слух звуки прошлого!

 

   Люди несколько столетий пытались изобрести механического исполнителя звуков - "поющую машину". Первыми были, в основном, устройства, наигрывающие определенную мелодию. Наибольшее распространение в России получили музыкальные шкатулки. Интересно, что, несмотря на свой весьма преклонный возраст, они прекрасно сохранились и чисто воспроизводят мазурки, менуэты, галопы, вальсы и польки. Музыка возникает во время вращения валика, когда за его металлические шипы задевают зубья гребенок. Они имеют различную длину и издают звуки, разные по высоте.

 

   Сила звука зависит от размера шкатулки. Всем известные на Руси шарманки были теми же самыми музыкальными шкатулками, только большого размера.

 

   В 70-х годах XIX века было налажено фабричное производство музыкальных механизмов, у которых валик заменили металлическим диском с зубцами. Есть такой инструмент в нашем музее под названием симфонион. Внешне он напоминает шкаф и всегда вызывает интерес у посетителей; в его исполнении можно услышать немного грустный вальс "Над волнами". В отличие от музыкальных шкатулок у симфониона нет валика, а мелодии нанесены на тонкие металлические диски диаметром 55 см. Интересна судьба симфониона. До 1918 года он находился в одном из трактиров Чермозского завода и своим звучанием услаждал присутствующих. В 20-е годы инструмент попал в комиссионный магазин, а оттуда - в семью Шавриных, которая передала его музею в 1972 году.

 

 

   Другие автоматические струнные инструменты, хранящиеся в музее, - это пианола и герофон. Они изготовлены в Германии в 60-х годах XIX века. Пианола - инструмент необычный. В ее деревянном корпусе помещены меха и струны. Пластинки для проигрывания внешне напоминают книгу, а изготовлены они из картона, на котором пробиты отверстия. Такую звуковую своеобразную стенограмму и воспроизводит пианола. На этом инструменте можно послушать сохранившиеся пластинки с романсами "Выхожу один я на дорогу", "Если б знали цветы полевые", "Милая, ты услышь меня", русской народной песней "Вот мчится тройка удалая", а также различными мазурками, вальсами. Герофон компактней пианолы, это усовершенствованный музыкальный инструмент.

 

   Особое место в коллекции занимает фонограф - прибор, с помощью которого звук записывают (принимают) и воспроизводят. Этот аппарат изобретен в 1877 году известным американским ученым Т. Эдисоном. Устройство его несложное. На винт насажен металлический цилиндр, который покрыт слоем воска.

 

   Сверху, над цилиндром, неподвижно укреплена мембрана, соединенная с иглой. Когда цилиндр вращается, игла наносит на мягкий воск бороздки разной глубины, в соответствии с колебаниями звуковой волны. Фонограф - первый переносной звукозаписывающий аппарат. Ему мы обязаны тем, что появились "звучащие документы". В фонотеках хранятся уникальные валики с голосами Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и многих других замечательных людей.

 

   Фонографу обязан своим рождением граммофон. Впервые он появился в 1888 году. Немецкий ученый Эмиль Берлинер усовершенствовал фонограф Эдисона, применив в качестве звуконосителя металлический диск вместо валика. Граммофоны выпускались самые разнообразные: в виде кувшинов, ваз, бочек, этажерок, шкафчиков, домиков, автомобилей и даже львов, исторгающих из разинутой пасти чувствительные романсы. В коллекции музеявсе граммофоны имеют простые квадратные корпуса из дерева. А вот трубы у них разные. У одного красивый никелированный раструб в форме цветка. На сохранившейся этикетке указаны условия купли-продажи (на английском языке): "Цена 4500 долларов. Граммофон не подлежит продаже ниже указанной цены.

 

   Рекламаций компания не принимает, так как этот вид граммофонов наилучший. За нарушение условий купли-продажи как продавец, так и покупатель несут ответственность". Надпись на корпусе сообщает, что он был удостоен первой премии на выставке в Париже в 1906 году.
В Перми в магазинах Агафуровых можно
было купить разные граммофоны: "Монарх", "Сатурн", "Амур-5". Такие "поющие машины" хранятся в коллекции музея. У "Амура-5" не металлическая, а деревянная труба. Известно, что знаменитая в свое время оперная певица Нелли Мельба, услышав в записи свой голос, была поражена его металлическим звучанием и посоветовала заменить железный рупор деревянным. С ней согласились и стали выпускать аппараты с деревянными раструбами.

 

   Первые граммофоны стоили дорого. По прейскуранту 1902 года аппарат с продолжительным заводом стоил 80 рублей, с концертной мембраной и большим рупором - 100 рублей, а с рупором из серебра 84-й пробы - 600 рублей, что было немногим меньше цены небольшого дома. Тем не менее в России к 1907 году уже находилось в употреблении около полумиллиона граммофонов.

 

   О всеобщем увлечении "поющей машиной" свидетельствует и тот факт, что в начале XX века в России издавали 5 журналов, посвященных граммофону и граммофонной пластинке. В механическом способе записи звука видели изобретение всеобъемлющего значения. Упорно утверждали, что граммофон призван дополнить кинематограф и театр. Многие немые фильмы демонстрировались в сопровождении граммофонных записей. Граммофону отводили роль механического тапера.

 

   В 1907 году на смену граммофону пришел его портативный брат - патефон. Своим появлением он обязан французским братьям Патэ.

 

   О, спросите бабушек, и они расскажут вам самые сентиментальные истории о своей юности, которые происходили под звуки этого незатейливого инструмента!.. Кстати, несколько лет после войны патефоны выпускались в Перми на заводе, именуемом ныне АО "Велта". Более полувека эти простые механизмы услаждали слух жителей планеты. Но человечество сделало еще один шаг к совершенству и изобрелоэлектрические звуковоспроизводящие механизмы - приемники, проигрыватели, электромагнитолы, магнитофоны. Теперь прилавки магазинов украшают разнообразные акустические системы на любой вкус и кошелек. И всетаки, как приятно в круговерти современной жизни услышать слегка шипящее звучание пластинок прошлых лет - с народными песнями, вальсами, романсами.