ПЕРМСКИЕ БОГИ


...Звать, КОЛДУЮТ, зовя назад,
Деревянные пермские боги...
Ю. Друнина



 

   Одним из чудес Прикамской земли являются пермские боги. Эти удивительные резные деревянные иконыскульптуры поражают совершенством работы неизвестных мастеров, сумевших создать неповторимые образы. Откуда взялось такое редкостное мастерство? Безусловно, оно передавалось из поколения в поколение, ибо для того, чтобы создать из дерева правдоподобную иллюзию живого тела, требовались и талант, и опыт, и вековые традиции.

 

   Еще в XIV веке монах Стефан Пермский принес на Пермскую землю христианство. Местные жители были идолопоклонниками и в великом множестве искусно вырезали из дерева своих истуканов, перед которыми совершали жертвоприношения. Долго еще не могли сладить христианские священники с неуемным творческим духом народа. На Руси уже давно сокрушили Перунов, Вепесов и им подобных языческих богов, а поскольку резные иконы-скульптуры чем-то походили на них, то духовные власти категорически запретили выставлять в церквах эти деревянные статуи. Исключение было сделано для очень немногих, например для Николы Можайского, якобы творившего в старину всевозможные чудеса. Не тронули и некоторые особо святые фигуры Параскевы Пятницы. Специальным указом от 1722 года все остальные иконы-скульптуры должны были свозиться в Петербург, во двор Святейшего Синода, и сжигаться там.

 

   Пермяки же, несмотря ни на что, продолжали создавать и почитать своих богов. Тогда русские церковники пошли на компромисс.

 

   Пермским умельцам разрешили делать деревянную скульптуру, но только образы православных святых. Ремесло, которым вынуждены были заниматься тайком, где-нибудь в лесу, получило новую жизнь. Жителям Прикамья пришлись по душе православные традиции, и они стали вырезать Параскеву Пятницу, Иоанна Богослова, Марию Магдалину, Иисуса Христа. Особенно много появилось Никол. Но народные мастера творили соответственно своим представлениям о фигуре святого и его образе. Так, у Параскевы Пятницы из села Ныроб - непропорционально большая голова, удлиненные черты лица, глаза большие, нос тонкий и длинный, сильно выступающий, губы тонкие, сжатые. Известный исследователь- искусствовед, собиратель знаменитой коллекции деревянной скульптуры Николай Николаевич Серебренников писал: "Трактована Параскева Пятница в духе народных поверий... Плоскостные формы придают аскетический вид этому женскому божеству". Такой же предстает скульптура Николы Можая из села Покчи. У святого тоже сверхъестественно удлинена голова.

 

  Интересны фигуры Спасителя - Иисуса Христа. Святейший Синод в 1722 и 1767 годах специальными указами строго-настрого запретил объемное изображение Христа, считая это большим грехом. Да разве сладить было с народными представлениями? Вот и стали на Пермской земле, в церквах и часовнях, появляться вырезанные из дерева фигуры Спасителя.

 

   Такой бог был более понятен простым людям, чем писаные иконы. Чаще всего фигура Христа представлена в сидячем положении, с поднятой к лицу правой рукой, левая лежит на коленях, иногда в ней палка или ветвь, на голове - терновый венок. Статую помещали в церкви в специальную "темницу", одевали в светлые желто-золотистые парчовые одежды.

 

   Одежду меняли в зависимости от христианского календаря. На Страстной неделе покрывали черным бархатом, на Пасху облекали в светлые одежды из блестящей серебристой парчи.

 

   На шею вешали цепь с крестом. Перед Христом зажигали негасимую лампаду. Иногда Христа наряжали в одежду крестьянина - синий шабур, перепоясанный узорным поясом.

 

   Местное население почитало эти скульптуры за главное божество. С ними связывались все удачи и неудачи, к ним шли с поклоном и пожертвованиями по любому поводу. Фигуры считались живыми. Они якобы были недовольны, когда их переносили с места на место, сами возвращались по ночам на старое место, ходили по домам, навещали бедных, стаптывая при этом за ночь по паре обуви. Им оставляли разнообразные кушания и пожертвования. Так, в селе Большая Коча у часовни, где находилась скульптура сидящего Спасителя, в 1911 году было закопано 80 быков.

 

   Таким образом, в деревянных фигурах удивительным образом совместились христианские сюжеты и языческие традиции. Ныне такие скульптуры можно увидеть в храмах, есть они и в музеях Пермской области - в городах Пермь, Чердынь, Соликамск, Березники, Кудымкар, Кунгур и других. Сохранилось в общей сложности не менее 500 деревянных статуй.

 

   Коллекция деревянной скульптуры украшает собрание Пермской художественной галереи, есть несколько фигур и в фондах областного краеведческого музея. В 1928 году Луначарский, увидев пермских деревянных богов, воскликнул: "Пермские скульптуры могли бы быть украшением любого европейского музея!"

 

   Вот такие они, пермские боги, созданные в XVII - XIX веках руками местных резчиков, народных умельцев на удивительной, неповторимой, таинственной Пермской земле.