"Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, ГОВОРЮ?"
И, ТРЯХНУВ волосами,
Ответили зодчие:
"Можем!
Прикажи, государь!"
И ударились в ноги царю.
Д. Кедрин
Если вы были когда-нибудь в архитектурно-этнографическом музее Хохловка, то помните, как внезапно заканчивается утомительная дорога и вдруг возникает почти сказочный оазис прекрасной уральской природы на живописном берегу Камского водохранилища! Такой историко-архитектурный ансамбль - единственный на Урале и знаменит тем, что сюда со всего Прикамья перевезены древние памятники деревянной архитектуры конца XVII - начала XX века.
Да не просто перевезены, а реставрированы, значит, продлена жизнь великолепным творениям народных умельцев.
Хорошо в Хохловке в любую погоду. Торжественно и монументально стоят памятники архитектуры, удивительно гармонично вписались они в местный ландшафт. По узенькой дорожке пройдем мимо крестьянской усадьбы, взойдем на небольшой пригорок и окажемся около храма - церкви Преображения, привезенной из таежного Чердынского района. Через те места когда-то проходили торговые пути. Последней остановкой перед опасной, полной неожиданностей дорогой было село Янидор.
Здесь купцы обращались с молитвой к Богу о ниспослании блага и отвращении зла. На купеческие пожертвования и была построена в начале XVIII века церковь Преображения (в переводе с коми-пермяцкого языка "Ени-дор" означает Божий край, Божье место; эти топонимические данные говорят о том, что церковь была построена на месте языческого святилища). Это редкий памятник деревянного зодчества, и свидетельствует он о богатой фантазии и искусной изобретательности русских мастеров.
По своему типу постройка принадлежит к древнейшим клетским храмам: в основе всей конструкции лежит клеть, то есть простой четырехугольный сруб, весьма схожий с обычной крестьянской избой. На первый взгляд, все просто: в центре - храмовая часть, с запада примыкает трапезная, с востока - пятигранный алтарный сруб. Но если присмотреться, здесь каждая деталь целесообразна и красива. Особую живописность и пластичность бревенчатому срубу храмовой части придают мягкие повалы - плавные расширения сруба кверху.
Они-то и создают впечатление устойчивости и равновесия высокой клинчатой кровли при небольшой ширине сруба.
Стены здания рублены из отборного кондового леса (толщиной от 25 см в верхних венцах до 40 см в нижних). Бревна так тщательно пригнаны друг к другу, что пазы не требуют конопатки. Углы рублены "в обло", то есть закруглены. Трапезная покрыта пологой двускатной кровлей. Завершается клинчатая кровля так называемой крещатой бочкой, увенчанной главой. Такое завершение клинчатой кровли сохранилось только на церкви из села Янидор.
Церковь совершенно лишена каких-либо украшений, но сами формы, группировка отдельных частей, живописный силуэт придают ей большую выразительность, кажется, памятник впитал в себя часть окружающего ландшафта. Главы церкви покрыты лемехом - деревянной черепицей. Сложно представить, что это творение было сделано одним лишь топором. С северной и западной сторон церковь охватывает крутая галерея, опирающаяся на выпуски бревен. Постройка вознесена на высокий подклет - хозяйственный этаж, где, по словам старожилов, еще в прошлом веке хранили пушнину. На втором этаже проходило богослужение. Поднявшись на высокое крыльцо, крестьянин попадал сначала в трапезную, которая играла в жизни села важную роль. Здесь прихожане ожидали начало службы, решали мирские дела, устраивали пиры по престольным праздникам.
Интересен интерьер здания. Великолепный портал ведет из трапезной в храмовую часть. Потолок из толстых плах, добротные скамьи вдоль стен, резные косяки алтарной преграды - все говорит о незаурядном вкусе строителей. Красоте пропорций, простоте и мудрости конструктивных решений безвестных народных мастеров можно удивляться до бесконечности.
И невольно вспоминаются слова русского поэта С. Есенина: "Все от древа - вот религия мысли нашего народа".