ТКАНЫЕ ПОЯСА

 

Картинка

 

 

 

 

 

 

И ГАРУС вновь цветет, смеется,
Ведь в нем - народная душа,
Ведь в нем - живое сердце бьется,
Мне ДОРОГ гарусный кушак!
С. Караваев


 

 

 

 

 

   Немало тайн, секретов, поверий хранят, казалось бы, совсем простые вещи. Вот, к примеру, пояс. Что может быть проще? А между тем, пояс - очень важный и существенный элемент одежды. В фондах Пермского областного краеведческого музея хранится коллекция тканых поясов. Некогда они бытовали у крестьян, а в некоторых селах и деревнях пожилые люди до сих пор не расстаются с ними.

 

   Есть в коллекции пояса коренных жителей Прикамья коми-пермяков. Многое об истории народа можно узнать, изучая этот незатейливый предмет.

 

   Тканые пояса у коми-пермяков двух видов - широкие и узкие. Широкий пояс называют кушаком или опояской, узкий - тельником, покромкой или пояском. Кушак - принадлежность мужской одежды. Его ткали шириной 6-10 см, а длина должна была соответствовать двум обхватам талии и запасу на низко спускающиеся концы. Собираясь в дорогу или на работу, мужчина туго опоясывал верхнюю одежду кушаком, затыкая за него или подвешивая к нему всевозможные рабочие, охотничьи или дорожные принадлежности. Узкие пояски носили и мужчины, и женщины: мужчины - поверх рубашки, а женщины - по сарафану. Ширина поясков от 1 до 5 см, а длина примерно полтора метра. Женскому пояску, в отличие от мужского, полагалось быть шире длиннее.

 

   У коми-пермяков, как и у русских, и у других народов было не принято ходить без пояса. Пояс считался своеобразным оберегом от людского сглаза, от всевозможных злых духов. Думали, что если в лес пойти без пояса, закружит леший, заворожит, обязательно собьет с пути, с дороги. Если без пояса пойти к воде жди водяного с его проделками.

 

   В старину мастерство ткать пояса переходило из поколения в поколение. Матери, тети,бабушки передавали свои навыки и умение молодым. Девочку за станок или швейку садили в 6-7 лет. Не за школьной партой, а за ткацким станком проходила она элементарный курс геометрии и арифметики. Чтобы выткать пояс в сто пятьдесят ниток шириной, необходимо было научиться считать до ста пятидесяти, выполнять арифметические действия, а во избежание кособокости и хаотичности узоров - усвоить законы геометрической симметрии и выработать в себе чувство ритма.

 

   Тканые пояса были частью свадебного обряда. Поясков ткали много, из расчета, сколько людей будет приглашено на свадьбу. В зажиточных семьях для невесты одних только кушаков заготовляли до полусотни, да поясков раза в полтора-два больше. Большинство их расходилось на подарки во время свадьбы, меньшая часть оставалась невесте как приданое. Самыми красивыми были венчальные пояса. Их не носили постоянно, надевали только по праздникам и торжественным дням, нередко сохраняли до самой смерти. По обычаю, на умершего мужчину надевали кушак и поясок, а на женщину - поясок. В последний путь некоторые готовили специальные пояса, иные обходились поношенными. Женщины старались оставить детям по поясу собственного изготовления.

 

   В основе рисунков коми-пермяцких поясов лежит геометрический орнамент, который складывается из прямых линий, зигзагов, квадратов, ромбов, прямоугольников, решеток, крючков и других фигур. Эти элементы орнамента тесно связаны с хозяйственной деятельностью и религиозными представлениями коми-пермяков. В эпосе о Кудым-Оше и Пере-богатыре неоднократно сообщается, что богатыри носили узорчатые рубахи и пояса. В сказках пояс спасает убегающих от бабы-яги юношей и девушек: стоило бросить его позади себя и он становился широкой и глубокой рекой, которую невозможно переплыть даже злой колдунье, а превращенного в медведя юношу в сказках коми определяли по узорноному пояску.

 

   Поясами коми-пермяки украшали свадебные и праздничные (масленичные) поезда, наряжали обрядовые березки в Троицын день.

 

   Создавались пояса различными способами: тканые на ниту (бичулька), на дощечках и бердышках (таб), на ткацком стане, а также вязаные крючком, плетеные на спице и на пальцах. Изготовлялись пояса в основном из шерстяной крученой многоцветной пряжи, которая составляла основу, чередуясь с льняными нитями белого или черного цвета. Утком при этом служили обычно льняные нити, по цвету соответствующие льняным нитям основы. Именно они составляли фон, на котором рельефно выделялся браный из разноцветных шерстяных нитей основы узор.

 

  Возможно, геометрический орнамент на поясах в глубокой древности указывал на принадлежность человека к определенному роду.

 

   Существовали специальные охранительные узоры, которые будто бы защищали людей от непогоды, помогали на охоте, на рыбалке, в сборе урожая. Тканые пояса были предметом оживленных толков и придирчивых оценок. По ним судили о невесте, о ее мастерстве и умении. И, конечно, каждая девушка, женщина стремилась выткать пояс с неповторимым узором и оригинальной расцветкой, чтобы вызвать восторг у окружающих.

 

   Коллекция поясов в собрании краеведческого музея - это неиссякаемый источник изучения самобытной культуры народов. В такой незатейливой, простой, на первый взгляд, вещи отражен целый мир верований и представлений наших предков об окружающей природе, ее красках, ритме, движении.