Летит над Пермью снег минувшего столетья
На новые дома, на старый особняк.
А в зале полумрак, там вальс танцуют дети -
Седой старинный вальс, два шага и пол-шаг.
А. Мавсветов
Улицы, как люди, со временем меняют свой облик. Некогда тихая, с размеренной поступью редких прохожих, утопающая в зелени, улица Сибирская преобразилась в шумную, суетливую магистраль, сменив свое историческое название на имя вождя пролетариата Карла Маркса. С тех пор не раз изменялись вывески учреждений, расположенных здесь. Утратили свое значение архитектурные особенности зданий, приспособились под всевозможные офисы, бары, склады, магазины. Бурный XX век внес большие перемены в ритм и движение на улице.
Однако в круговерти исторических событий все-таки остался уголочек той, прошлой эпохи, собранный по крупицам, воссозданный в результате долгого поиска и бережно охраняемый: это дом Дягилевых, где расположена школа-гимназия № 11 имени С. П. Дягилева.
У этого дома счастливая судьба. По неоднократным бюрократическим решениям его уже давно не должно было быть на карте города Перми. Ан нет, стоит, держится, благодаря невероятным усилиям и энтузиазму директора школы Зобачевой Раисы Дмитриевны, педагогического коллектива и фонда "Дом Дягилева", который объединяет людей, неравнодушных к имени великого импресарио.
Дом был построен в середине XIX века в стиле позднего классицизма архитектором В. И. Боровским. Сюда, в дом своего деда Павла Дмитриевича, из Бикбардинской усадьбы приехал юный Сережа Дягилев. Здесь, в Перми, сформировались основы сильной, целеустремленной личности. Конечно, в немалой степени этому способствовала атмосфера доброжелательности и творчества, которая царила в этом доме. В гостиной стоял рояль, в портретной галерее можно было увидеть изображения прадедов Сергея - Дмитрия Васильевича Дягилева и Ивана Романовича Жмаева - людей влиятельных, оставивших заметный след в истории Прикамья; портрет одного из первых губернаторов - Карла Федоровича Модераха, известного своим радением за благоустройство города, строительство дорог, казенных зданий.
В кабинете деда и в длинных коридорах, окна которых выходили во внутренний двор, стояли шкафы с книгами и альбомами с репродукциями известных живописцев. Их можно было долго-долго рассматривать, мечтая о музеях Италии, Франции, Германии, изучая творчество знаменитых художников, направления в искусстве. Дед был набожным человеком и имел также небольшую коллекцию икон. Берег и ценил иконы, написанные отцом Дмитрием Васильевичем.
В доме всегда было многолюдно. Здесь принимали всех - и бедных, и богатых, каждому умели сказать доброе слово, помочь. Благотворительность была семейной традицией Дягилевых. Так, Дмитрий Васильевич еще в 1810 - 1820 годах содержал госпиталь для бедных.
Дед Сергея, Павел Дмитриевич, жертвовал деньги не только на богадельни, церкви и монастыри, но и на строительство школ, городского театра. Отец, полковник Павел Павлович Дягилев, состоял членом многих благотворительных обществ. Приемная мать, Елена Валериановна, входила в комитеты дамского попечительства о бедных и попечения о слепых.
Но, пожалуй, особо любили дети музыкальные четверги, которые устраивались в доме еженедельно. В этот день собирались близкие и знакомые Дягилевых, интеллигенция города - учителя, врачи, инженеры, члены Пермского музыкального кружка. Организатором кружка и одним из его старшин был дядя С. Дягилева, Иван Павлович. Он получил блестящее музыкальное образование, играл на виолончели и фортепиано и бессменно аккомпанировал на всех концертах. Репертуар музыкального кружка был довольно разнообразным. Здесь впервые Сергей Дягилев услышал романсы, народные песни, арии из опер "Евгений Онегин", "Русалка", Трубадур"...
По вечерам Елена Валериановна читала детям произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, рассказывала о встречах с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, которые часто бывали в доме ее отца. К шести годам Сергей выучился читать и читал много, увлеченно. В 1883 году Сергея Дягилева приняли во 2-й класс мужской гимназии. Учеба давалась ему легко. Много времени он посвящал музыке, мечтал стать артистом, охотно участвовал в ученических концертах: играл на фортепиано, пел, пробовал свои силы в сочинении музыкальных произведений разных жанров, рисовал.
Его учителем музыки в те годы был преподаватель немецкого языка в гимназии, большой друг семьи Дягилевых Эдуард Эдуардович Деннемарк. Знаток классической музыки, он пользовался уважением среди музыкантов Перми и сделал все, чтобы передать свою любовь к музыке прилежному ученику.
Годы детства и юности, проведенные Сергеем Дягилевым в Перми, послужили прочным фундаментом жизненного успеха. Современники назвали его великим импресарио, тонким знатоком искусства. Он открыл Европе новые имена и яркие образы русской культуры. По словам И. Стравинского, "Дягилев владел совершенно исключительным чутьем, необыкновенной способностью охватывать свежесть и новизну идеи и сразу загораться ею без всякого рассуждения. Странная вещь, в этом человеке, таком развитом, ловкость и тонкость прекрасно уживались с известным запасом детской наивности..."
Прошли годы, сменились поколения, обновились город и дом, где некогда жил Сергей Дягилев. Однако, как и прежде, в гостиной семьи Дягилевых стоит рояль, на стенах - портретная галерея этого рода, в коридорах - витрины с книгами, афишами, предметами, привезенными из экспедиций, а по вечерам, как и сто лет назад, дом наполняется звуками музыки.
Так пусть здесь никогда не гаснет свеча вдохновения!