Здравствуй, русское ЧУДО!
Здравствуй, Пермский балет!
В. Радкевич
Кто хоть раз побывал в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского, наверное, никогда не забудет того восторженного чувства, которое возникает при встрече с прекрасным.
Оперный театр - любимец пермяков. Его история - яркая страница в культурном развитии края. Театр зародился в самом начале XIX века. Как и во многих провинциях России, он сначала существовал в виде крепостных трупп.
Широкую известность своими постановками в Прикамье получили труппа крепостных Очерского завода графа Строганова и любительская труппа из села Ильинское. В 1821 году артисты Очера показали первые спектакли пермякам, и с тех пор любительские театры регулярно гастролировали в губернском городе.
Специального помещения не было, и представления проходили в соляном амбаре. Так продолжалось до пожара 1848 года, полностью уничтожившего эту постройку.
В 1846 году было сооружено деревянное здание театра. Некоторое время в нем играла профессиональная труппа Петра Алексеевича Соколова. Она начинала сезон в Екатеринбурге, в феврале переезжала на Ирбитскую ярмарку, а на весенние месяцы обосновывалась в Перми. У труппы был разнообразный репертуар: драмы, трагедии, комедии, водевили. Значительное место на афише занимали оперные спектакли: "Аскольдова могила" Верстовского, Соммнамбула" Беллини, "Семирамида" Россини, Роберт-Дьявол" Мейербера. В антрактах между действиями исполнялись музыкальные номера. В 1868 году вновь случился пожар, и здание театра сгорело. На его месте через год построили новое, опять деревянное.
В 1868 году в Перми было создано отделение Русского музыкального общества. Оно объединило музыкантов и вокалистов любительских кружков, которые устраивали благотворительные вечера и концерты. Общество быстро росло и стало осуществлять постановки отрывков из различных опер. Спустя два года любители выступили с предложением исполнить совместно с профессиональными артистами оперу М. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"). 24 ноября 1870 года, после серьезной работы, состоялась премьера. Этот день и стал датой рождения в Перми постоянного театра.
Взамен деревянного, о котором журнал Пермской городской управы писал, что он "больше похож на балаган", в 1878 году торжественно открыли театр, возведенный из камня.
Он был построен по проекту Р. О. Карвовского (совместно с В. В. Попатенко). В течение нескольких лет после завершения строительства театра в местной прессе можно было встретить восторженные описания масштабов, красоты и удобства самого здания и внутренних помещений, газового освещения, которое тогда было новым явлением. Театр овладел сердцами пермяков. В шуточном стихотворении "Шуррум-буррум" пермский фельетонист С. Ильин писал:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Сижу ли дома, иль в гостях,
Участвую ль в беседах умных
Иль в болтовне о пустяках -
Везде я вижу странность эту:
И получаса не пройдет,
Как собеседник мой беседу
На нашу оперу сведет!
В воспоминаниях В. В. Молодцова о театре первого десятилетия XX века можно прочесть такие строки: "Цены на билеты были доступными, и театр всегда был полон. Открытие сезона являлось праздничным событием. В этот день обычно шла опера "Аида" или "Жизнь за царя". Певцы имели хорошие голоса; были особые любимцы публики. Симпатии зрителей бурно проявлялись в день бенефиса любимого певца. От того давнего времени запомнились два имени: Девос-Соболева, колоратурное сопрано, Каратов, лирический тенор. Звучали на пермской сцене голоса известных певцов Круглова, Ульянова, Козловского, Баратовой".
Год за годом традиции театра. Они определялись зрительскими вкусами и требованиями, стремлением приблизить сценические образы, создаваемые артистами, к авторскому замыслу, поисками емких и ярких характеров. Конечно, не все сезоны были удачными; в жизни театра, как и в судьбе человека, случались трудные времена. После революционных событий 1917 года в репертуаре появились такие оперы, как "Мятеж", "Броненосец "Потемкин", "Северный ветер", "Орлиный бунт".
Артисты Пермского театра не только выступали на сцене, но и вели большую просветительскую работу: организовывали бесплатные утренники для детей рабочих, знакомили пермяков с творчеством отдельных композиторов, участвовали в городских праздниках, манифестациях, митингах.
Особенно необходимо было театральное искусство в суровые годы войны. Город принял эвакуированный из Ленинграда коллектив Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, бывшей Мариинки. Пермяки стали первыми зрителями поставленных здесь спектаклей: опер "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, "Емельян Пугачев" Коваля, балета Хачатуряна "Гаянэ". Многие пермские артисты ушли на фронт, другие объединились в концертные бригады, выезжали на передовую, выступали перед ранеными.
Да и после войны театр радовал своих зрителей новыми постановками. В его репертуаре были как классические произведения ("Тоска" и "Чио-Чио-сан" Пуччини, "Аида" и Травиата" Верди, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского), в том числе и редко идущие на сценах других театров, так и произведения современных композиторов. Имели успех оперы "Поднятая целина" Дзержинского, "Маскарад" Толстого, Таня" Крейтнера, "Заря" Молчанова.
Многие пермяки помнят знаменитые симфонические концерты, которые звучали в стенах театра каждую среду.
Театр стал подлинным Домом Чайковского, В России он единственный, где шли все сценические произведения композитора - 10 опер и 3 балета. В 1965 году ему было присвое- но имя Петра Ильича Чайковского, а в 1969-м почетное звание академического. На весь мир известна Пермская хореографическая школа, впитавшая в себя славные традиции знаменитого Мариинского балета, отличающегося высокой танцевальной техникой, тонкой музыкально-сценической культурой. В золотой фонд пермского балета входят такие постановки, как "Ромео и Джульетта" "Орфей и Эвридика", "Спартак", "Жизель" ...
В фондах Пермского областного краеведческого музея хранятся программы, афиши спектаклей, записи на магнитофонных лентах фотографии разных лет из жизни театра. Есть свой общественный музей и в здании театра.
Думается, что для каждого артиста выступать на пермской сцене престижно и ответственно ибо здешний зритель - большой знаток и поклонник оперного и балетного искусства.
Пермский театр оперы и балета - это гордость нашего города, одна из главных его достопримечательностей.