ПЕРВЫЕ БИБЛИОТЕКИ

 

Картинка

 

 

 

 

 

...НИ одна русская губерния не имеет
такой обширной и разнообразной лите-
ратуры, как Пермская, что объясняется
как громадностью территории, так и раз-
нообразием и обилием всевозможных бо-
гатств.
Д. Мамин-Сибиряк


 

 

 

   Августа 17-го дня 1786 года Ее Императорское Величество Екатерина II отправила из Царского Села в Пермь на имя губернатора Пермского и Тобольского рескрипт, начинающийся следующими словами: Тосподин генералпоручик Кашкин! Комиссия об учреждении училищ, продолжая по воле нашей труды ея к снабжению империи народными училищами, приготовилась уже к открытию оных в двадцати пяти губерниях, в том числе и наместничестве Пермском. Утвержденные Нами устав и штат сих училищ, равно как и потребные для них учителя, с книгами, сим заведениям присвоенными, будут от комиссии присланы. Впоследствие чего возлагаем Мы на попечение ваше, чтоб к открытию оных, к назначенному от комиссии времени, то есть 22 сентября, все нужное было приготовлено". Генерал-губернатор Евгений Петрович Кашкин добросовестно исполнил высочайшее повеление. 22 сентября 1786 года, в день коронации Екатерины II, "под колокольный звон и пушечную пальбу" в Перми состоялось открытие народного училища.

 

   Этот день следует считать днем рождения самого первого книгохранилища в городе, так как, согласно "Уставу народных училищ в Российской империи", при главном народном училище в Перми начала создаваться библиотека.

 

  В 1808 году училище было преобразовано в Пермскую губернскую гимназию. А что же стало с библиотекой? Ответ на этот вопрос можно найти в книге А. В. Зверева "Старейшее учебное заведение г. Перми", где говорится, что в 1808 году "гимназия пользовалась довольно богатой по тому времени библиотекой и разными учебными пособиями, которые были переданы ей главным народным училищем. 

 

   Унаследованная гимназией библиотека состояла из 187 названий в количестве 678 книг". К сожалению, сведений о первой библиотеке сохранилось крайне мало. Известно, что потребность училища в книгах, учебных пособиях и учебниках была чрезвычайно велика.

 

   Поэтому в Пермском приказе общественного призрения "1789 года 18 мая значится: 1. За покупкою написанных в реестре книг отправить нынешнего главного народного училища учителя Петра Назаретского в Москву и велеть оные ему там из учрежденной книжной лавки купить с уступкою у каждого рубля двадцать процентов, ибо таковая уступка от комиссии об учреждении училищ предположена. 2. Выдать ему 500 рублей на книги... через приказчика Демидова..." Далее следует запись: ".. в 1789 году отправлен был приказом в Москву и Петербург с 500 рублями учитель Назаретский для закупки ...книг и учебных пособий для училища и приобретены были при этом воздушный насос и электрическая машина и книг на 120 рублей, учебных книг все-таки отправлено недостаточно..."

 

   Что же за книги привез П. А. Назаретский в Пермь? Это были, в основном, учебные пособия, изданные специально для народных училищ. Известно, что в первых двух классах училищ давалось элементарное образование, которое заключалось в чтении, письме, чистописании, арифметике, катехизисе. В старших классах изучались: закон Божий, русский язык, арифметика, география общая и русская, история, геометрия архитектура, механика и физика.

 

   Екатерина II верила в силу воспитания и понимала его как "...руководство к закону Божию, к познанию должностей своих и к наблюдению законов и учреждений государства..."

 

   Поэтому в центре всего курса обучения было толкование книг "О должностях человека и гражданина" и "Правила для учащихся". Оба тома значатся в списках пособий, привезенных П. А. Назаретским.

 

   Книга "О должностях человека и гражданина" впервые была издана в 1783 году в двух вариантах: для учащихся и для учителей. Издание для учителей методическое: оно содержало в подстрочнике вопросы для учеников и ссылки на священные тексты. Книга состояла из четырех частей, где даны были понятия "о должностях и обязанностях", "о душе и душевных силах", памяти, воле, желаниях, намерениях, сведения о гигиене тела, о пище, жилище, лекарствах, о вреде лечения у колдунов и знахарей, советы по домоводству. Структура и содержание книги соответствовали задаче направить стремление детей к достижению "истинного благополучия", которое заключается "не в богатстве, а в доброй совести, здоровье и довольстве своим состоянием".

 

   "Правила для учащихся в народных училищах" (1783) определяли, "как ученики поступать должны перед Богом и в церкви", в училище и вне училища. В них указывалось время приема в училище, время занятий, что вносило единообразие в учебный процесс, создавало возможность ведения классно-урочной системы. Среди учебников, привезенных П. А. Назаретским, было и "Руководство учителям первого и второго классов" известного силезскоавстрийского педагога И. И. Фельвигера в обработке Ф. И. Янковича. Оно содержало в себе различные методики: работы с классом, преподавания отдельных предметов, опроса учеников, кроме того, в нем говорилось "о звании, качествах и поведении учителя", "о школьном порядке". Учитель обязывался учить только по книгам, "от начальства предписанным", не применять иного "учебного способа", кроме установленного "Руководством".

 

   Из других учебных пособий заслуживает внимания "Начертание естественной истории" В. Ф. Зуева. Естествознание в те годы впервые становилось учебным предметом, и учебник Зуева на несколько десятилетий определил характер его преподавания. К тому же предисловие, написанное автором, стало первым в России методическим руководством по естествознанию.

 

   К большому сожалению, книжное собрание главного народного училища в Перми почти не сохранилось. Основная его часть погибла во время большого пожара, который случился в сентябре 1842 года, но историки и краеведы донесли до нас некоторые факты, помогли частично воссоздать его состав, а также поведали о людях, много потрудившихся для организации первого книгохранилища в Перми: П. А. Назаретском и Н. С. Попове.

 

   Петр Алексеевич Назаретский приехал в Пермь из Петербурга, где получил образование в учительской семинарии Ф. И. Янковича. В главном народном училище в Перми, как уже отмечалось, преподавал в старших классах арифметику, геометрию, механику, архитектуру, физику, рисование и языки: российский и
латинский. Никита Саввич Попов (1763 - 1834) также окончил учительскую семинарию Янковича в Петербурге. В главном народном училище он преподавал естественную историю, географию и всеобщую историю. В 1800 - 1828 годах был директором Пермской гимназии. Его перу принадлежат труды "Хозяйственное описание Пермской губернии", "Историко-географическое описание Пермской губернии" и
другие.

 

   Дело собирания первой библиотеки было продолжено последующими поколениями педагогов, ученых, общественных деятелей, краеведов Прикамья. Ныне наш край по праву можно назвать крупнейшим хранителем произведений письменности, центром просвещения Урала.