ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Картинка

 

 

 

 

 

Знай, потомки твои, занимая престол
Понастроют дорог, заведут сети школ
И Россия покроется славой,
Ставши первою в мире державой.
С. Ильин

 

 

 

 

 

 

 

 

   Взгляните рано утром на улицы города, и вы увидите, как малыши, поспешно перебирая ножками, торопятся по делам наравне со взрослыми. Время берет свое: домашнее воспитание понемногу вытесняется общественным в виде детских садов и яслей, которые стали для наших детей вторым домом.

 

   Самый первый детский сад появился в Германии. Его организовал в 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель. Опыт такого воспитания быстро распространился по Европе. В 70-х годах XIX века в России возникли Фребелевские общества. Благодаря им стали появляться детские сады и "Курсы для подготовки воспитательниц детей дошкольного возраста в семье и детском саду".

 

   На Урале первые детские ясли были открыты в 1892 году в селе Коса КомиПермяцкого края. Их создала народная учительница Олимпиада Максимовна Варфоломеева для крестьянских детей. Ясли были рассчитаны на 25 детей и помещались в просторной крестьянской избе.

 

   В 1912 году в Перми, благодаря энтузиазму все той же Варфоломеевой, возникла общественная организация, которая получила название "Светлая юность". Ее деятельность положила начало развитию дошкольного воспитания в Пермской губернии. Первое заседание состоялось 14 марта 1912 года. На нем присутствовали лица, которых интересовали новые формы воспитания детей. Это были учащаяся молодежь, врачи, педагоги, служащие некоторых городских учреждений, рабочие. 13 апреля того же года был разработан устав общества "Светлая юность". Согласно ему, членами организации могли быть представители всех сословий, состояний и званий, которые вносили в кассу общества один рубль в год. Также поступали в казну средства, полученные от устройства платных вечеров и лекций. К концу первого полугодия общество насчитывало свыше 200 человек. Его целью было содействие умственно-нравственному и физическому воспитанию детей и юношества. 10 июня 1912 года в Перми впервые открылась детская летняя площадка. Она находилась на углу нынешних улиц К. Маркса и Пушкина: это был большой тенистый сад с лужайками, покрытыми густой зеленой травой. Ежедневно площадку посещало от 80 до 100 детей, и работала она с успехом все лето 1912 года. В последующие годы такие же площадки открылись и в Перми, и в Пермской губернии.

 

   Вдохновившись успехом, в сентябре 1912 года общество "Светлая юность" приступило к созданию детского сада, и уже 21 ноября 1912 года в торжественной обстановке был открыт первый детский сад в Перми. Он состоял из 6 больших светлых комнат на Пермской улице (ныне Кирова) в доме № 106. Специально по заказу была изготовлена детская мебель из дуба, приобретен рояль.

 

   Первыми в Прикамье воспитательницами стали Л. Г. Пачгина, выпускница Московских Тихомировских курсов, и Л. А. Нидермеер, учительница немецкого языка. Дети были разделены на две группы: младшая - от 3 до 5 лет и старшая - от 5 до 8. Воспитательницы следили за тем, чтобы дети соблюдали режим дня. Занятия начинались с девяти утра и заканчивались к четырем часам дня. От двенадцати до часу детей кормили горячим завтраком. Остальное время было посвящено играм, рисованию, лепке, ручному труду, изучению иностранного языка и прочим занятиям.

 

   В 1917 году в Перми открылись первые на Урале Фребелевские курсы, а спустя два года был создан специальный институт по дошкольному воспитанию при Пермском университете. В 1924 году состоялся первый выпуск студентов дошкольного отделения института.

 

   Пермский край получил 20 специалистов, которые возглавили детские сады и ясли.

 

   К началу 30-х годов дошкольные учебные заведения были открыты в Прикамье повсеместно. Народный комиссариат здравоохранения разработал специальные нормативы для детских садов и яслей, предусматривающие планомерное разностороннее развитие ребенка, занятия в возрастных группах по трем направлениям: формирование художественного вкуса детей, их творчества - рисование, лепка, занятия с материалами, пение и подвижные игры под музыку; физическое воспитание - занятия физкультурой, подвижные игры, закаливание; общее развитие - чтение книг, дидактические игры, экскурсии, наблюдения в природе.

 

   В сложное послевоенное время в детских садах появились вечерние, круглосуточные, интернатные группы. В санаторных детских садах особое внимание уделялось профилактике заболеваний. Через дошкольные учреждения - ясли и детские сады - прошли многие поколения пермяков. И, наверное, в душе каждого остались теплые воспоминания о том бесконечно далеком мире детства с играми, книжками и первыми друзьями.