ЭХ, ДОРОГИ!

 

Картинка

 

 

 

 

 

Тыща триста пермских улиц
В доказательство тому
Неспроста ведь потянулись
Прямо к сердцу моему.
И. Лепив

 

 

 

 

 

 

 

   Говорят, что в России дорог нет, есть только направления. Об этом дума- ешь, когда приходится ездить по нашим родным пермским рытвинам и ухабам. Даже в центре города какая-то неведомая сила понаделала настоящие асфальтовые язвы, к тому же бессчетное количество колодцев-коммуникаций является дополнением к препятствиям. По этим так называемым дорогам с переменным успехом, совершая немыслимые маневры, движутся автомобили.

 

   Как же такое может быть? Ведь наш город - один из немногих российских городов, который застраивался по плану, а это предусматривало по всей логике архитектурного градостроительства и обустройство дорог.

 

   Так-то это, конечно, так, но факт, как говорится, налицо. Приведу несколько данных, которые прояснят такую историческую картину, сложившуюся в городе Перми. Обратимся к финансовым отчетам городских властей столетней давности. В конце XIX века расходы городской думы подразделялись на обязательные, или первоочередные, и необязательные. К первым относились расходы на содержание правительственных учреждений, тюрем, полиции, пожарных команд, отопление и освещение, воинскую квартирную повинность и тому подобное. Ко вторым, необязательным, - расходы на народное образование, благоустройство города, медицинскую и санитарную часть. В процентном отношении в 1887 году обязательные расходы составили 72,8%, а необязательные лишь 27,2%.

 

   После такой арифметики вернемся к самим дорогам. Для устройства шоссе и мостовых средств хватало только на центральные улицы; для удобства подъезда благоустраивали также рыночные площади и торговые пристани. К концу XIX века общая протяженность улиц Перми составляла 88 км, вымощено же было только 18 км, или пятая часть: улицы Сибирская (ныне К. Маркса), Красноуфимская (Куйбышева), Монастырская (Орджоникидзе), Вознесенская (Луначарского), Екатерининская (Большевистская), Петропавловская (Коммунистическая), Верхотурская (Островского), Обвинская (25-го Октября), Кунгурская (Комсомольский проспект), Соликамская (Горького). Заметим, вымощены, а не асфальтированы, значит, при постоянном уходе практически вечны, ибо между выложенными камнями свободно уходит в грунт вода, а в случае появления ямки или выбоины камни легко заменяются. Далее, следуя логике, по терминологии XIX века, необязательных расходов, несложно догадаться, что, кроме перечисленных улиц, остальные обходились без всякого устройства.

 

   Мостовой, например, не было у акцизного управления, где ныне Центральный почтамт, а по Оханской проходил большой поток грузов, и дорога представляла собою непролазную грязь. Город летом задыхался в пыли, а осенью и весной утопал в грязи. Об этом писал Д. Н. Мамин-Сибиряк в 1870 году в повести "Именинник" и в "Путевых записках от Екатеринбурга до Перми" и В. И. Немирович-Данченко в 1875 году в путевых записках "Кама -Уралу". "Издали, с палубы парохода, - отмечал Немирович-Данченко, - город чрезвычайно красив... Но в самом городе с первого же раза пришлось окунуться в грязь. Улицы не мощены, колеса тонут по ступицу. В дождливую погоду городские франты кричат "караул" на середине площади. Рассказывают, что в этой грязи пьяные купцы находили не раз себе преждевременную могилу..."

 

  Традиции, видимо, чтятся и переходят по наследству от одних отцов города к другим вместе с остаточным принципом финансирования благоустройства нашего города. Поэтому риторические вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" остаются актуальными по сей день.