ЧЕРТОВЫЕ КОЛЫМАГИ

 

Картинка

 

 

 

 

Мир в окне автомобиля
Преходящ, летящ, мобилен,
Мчатся в лес во весь опор
Лента серая бетонки,
"Жигули", "Москвич", трехтонки,
Мотороллер, светофор...
И. Муратов

 

 

 

 

 

 

 

   Автомобиль - привычное явление на пермских улицах. Разных конструкций, отечественных и зарубежных фирм, дорогие и не очень, мощные и скоростные, автомобили "буквально все заполонили". Мы привыкли к шуму двигателя, к бесконечному потоку транспорта на дорогах, к сервису и комфорту авто, скорости и движению! А ведь каких-то сто лет назад автомобиль был диковинной машиной и появление его на улицах города Перми вызвало панический страх у жителей.

 

   Случилось это так. В 1900 году сестра известного пароходовладельца Анна Степановна Любимова отправилась на Нижегородскую ярмарку. Эта женщина любила все новое, необычное, экстравагантное. Автомобили только-только стали появляться на улицах Москвы и Санкт-Петербурга. В провинциальных городах о самодвижущихся экипажах слышали, читали, разговоры о них были непременной темой светских бесед. И ют на ярмарке взгляд госпожи Любимовой остановился на черном блестящем автомобиле. Конечно, удержаться от соблазна, не приобрести техническое чудо было просто невозможно. К тому же было чем удивить пермяков и пермское светское общество! Анна Степановна, не задумываясь, выложила за автомобиль кругленькую сумму. С большим трудом погрузили покупку на баржу и отправили оную в Пермь. Вместе с ней в наш город направился и шофер; потому как только ему были ведомы конструкция хитроумной машины и способ приведения ее в движение.

 

   В Перми автомобиль выгрузили. Здесь же, на пристани, стояли извозчики, ждали пассажиров. Вдруг раздался грохот, появился дым это автомобиль тронулся с места. Лошади от необычного явления в панике заметались, отрываясь от коновязи и калеча себя, извозчиков, пассажиров. Автомобиль проехал вдоль Камы и свернул на улицу Сибирскую (ныне К. Маркса). Одинокие прохожие, видя незапряженную телегу, которая сама едет и страшно урчит и стрекочет, падали на колени, крестились и говорили: "Господи! Это же нечистая сила!" Автомобиль доехал до Сибирской заставы. Там стояли столбы со шлагбаумом.

 

   Хромой солдат, который дежурил на посту, увидев, что по улице ползет и грохочет что-то страшное, растерялся, не успел добежать до шлагбаума и поднять его. Автомобиль ударился о препятствие, водителя выбросило из сиденья, а чудо-машина еще немного проехала и врезалась в ворота трактира, что находился рядом с заставой (это историческое место ныне находится около сада имени Горького).

 

   Подвыпившие мужики повыскакивали из окон и дверей, в страхе кинулись в разные стороны. На место происшествия верхом с шашками наголо прибыли жандармы. Здесь они увидели лежащий на боку автомобиль - собственность госпожи Любимовой. Сам двигаться автомо-биль не мог, пришлось нанимать грузчиков, впрягать лошадей и таким способом доставить его во двор дома Анны Степановны. Все извозчики, которые понесли убыток на пристани и от движения автомобиля по улицам, написали губернатору прошение с просьбой запретить ездить по городу "чертовой колымаге". Но губернатор не хотел портить отношений с влиятельной в городе семьей Любимовых и наложил на письмо резолюцию: "быть посему", дав тем самым официальное разрешение властей на движение автомобилей по пермским улицам. К сожалению, история не сохранила светлого образа первого автомобиля. Можно утверждать, что он был зарубежного производства, ибо отечественное автомобилестроение делало еще первые робкие шаги.

 

   В начале 1980-х годов жительница Перми Глафира Васильевна Мироничева передала в Пермский областной краеведческий музей фотографию, где изображен ее отец, Василий Петрович Возжаев, в своем автомобиле. Глафира Васильевна рассказала, что диковинная машина была привезена отцом также с Нижегородской ярмарки в 1909 году. Она утверждает, что это был второй автомобиль в городе. Сверкающий лаком, с кузовом, напоминающим пролетку, автомобиль казался современной красивой игрушкой, однако не совсем безопасной. "Пермские ведомости" писали 31 октября 1909 года: "Автомобиль Возжаева, разъезжавший по улицам города, издавал до того сильный скрип и треск, что становилось страшно за катающихся на нем".

 

   Городские власти вынуждены были послать в столицу запрос о правилах автомобильного движения и условиях пользования машинами. В будни владельцы автомобилей за умеренную плату подвозили желающих к вокзалам, в воскресные дни - к театральному садику или в живописные окрестности речки Егошихи - любимому месту отдыха горожан.

 

   Шум и непривычная скорость машин многих возмущали, все это казалось нарушением общественного порядка. "По ночам наши автомобили гоняют по улицам города, особенно по проспекту, без всякой осторожности и этим пугают лошадей извозчиков. Неужели же нельзя обуздать содержателей автомобилей?" - писал корреспондент местной газеты. Не скоро горожане привыкли к новинке. В газетах часто появлялись описания мелких происшествий и событий с участием машин. Например, 18 июля 1910 года в хронике под заголовком "Свадьба с автомобилем" сообщалось, что молодые приехали в храм и возвращались после венчания в автомобиле, на другом уехало духовенство, остальная свита - в экипажах.

 

   Новый вид транспорта неумолимо входил в жизнь города. К концу 1909 года по улицам ездили уже 3 автомобиля и ожидалось прибытие с Казанской ярмарки еще 10 машин. Вот так на пермские дороги с шумом и треском въехал автомобиль и очень скоро распространился по всему Прикамью.