Своим умом - неведомо
Иль кто подговорил,
Ефимка в кузне дедовой
Машину смастерил.
И вывел в утро росное
Ее на белый свет
Коляску двухколесную,
Праgравелосипед.
А. Домнин
"Изобрел велосипед!" - так говорят людям, которые выдают нечто давно известное за новое. И кажется, что эта двухколесная машина существует по крайней мере уже тысячу лет. На самом же деле истинный возраст этого средства передвижения мощностью в одну человеческую силу - меньше двух веков.
Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда был уроженец Прикамской земли Ефим Михеевич Артамонов, крепостной Пожвинского завода. Родился он в 1776 году в семье Михея Артамонова, строителя барж. Еще мальчиком стал помогать отцу. В 1790 году Михея Артамонова отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи для сплава чугуна, железа и металлических изделий. А сына его, Ефима, послали на демидовский Нижнетагильский завод, где готовили металлические крепления. Ефиму часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец 80 верст. Возможно, во время этих походов и появилась мысль о постройке самоката.
Известно, что "холоп Ефимка, сын Артамонов, розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате" по улицам Екатеринбурга и пугал встречных лошадей, которые "на дыбы становились, на заборы кидались и увечья пешеходам чинили немалые". Этот год и нужно считать годом изобретения самоката, прототипа современного велосипеда.
Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса скреплялись изогнутой металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые сидели на оси переднего колеса. Конструкция самоката была настолько прочна, что мастер смог совершить на нем нелегкое путешествие (со скоростью всего 10 км/ч) от Урала до Петербурга на коронацию царя и вернуться обратно с пятьюдесятью рублями и вольной в кармане.
К лету 1802 года в Нижнем Тагиле было наделано много самокатов. Рабочие собирались, по примеру Ефима Артамонова, поехать в столицу "людей добрых посмотреть да себя показать", но демидовские приказчики велели "оные самокаты изничтожить, а Ефимку с товарищами кнутом бить". В 1815 году Артамонов появился на родном Пожвинском заводе, а в 1840 году он был отправлен на Суксунский завод Демидова для присмотра за постройкой железного парохода, где и скончался в 1841 году.
Сейчас велосипед Артамонова бережно хранится в Нижнетагильском краеведческом музее, а его точная копия - в Политехническом музее в Москве. В Пермском областном краеведческом музее тоже есть велосипед, который был сделан в Артамоновских мастерских.Такие мастерские уже ко второй половине XIX века на Урале были повсеместно. Велосипед этот деревянный, колеса приводились в движение тягой на веревках. Никаких шин на колесах не было, и поэтому велосипеды долгое время называли "костотрясами".
А за рубежом первый велосипед появился в 1808 году в Париже. Он был деревянный, состоял из перекладины, соединяющей два колеса. Никакого руля и педалей, в отличие от артамоновского, на нем не было. Ехать на нем можно было сидя на перекладине и отталкиваясь от земли ногами. Спустя десять лет немецкий изобретатель Карл фон Драйз усовершенствовал парижский самокат, сделав его переднее колесо управляемым. А через четыре года изобретатель получил на свою "беглу. машинку-бегунок" патент. Педальный велосипед родился спустя еще два десятилетия. Поэтапно усложняясь, европейский велосипед за 67 лет обрел облик самоката Артамонова (разница осталась только в диаметре колес).
Вместе с появлением велосипеда появились и настоящие виртуозы, которые проделывали на нем замысловатые трюки. В фондах Пермского краеведческого музея хранится цирковой велосипед под названием "Паук". Он датируется 1890 годом и сделан полностью из металла. У велосипеда огромное переднее и малюсенькое заднее колесо.
Вот такая история о том, как изобрели велосипед, но, прежде чем закончить наш рассказ, отправимся на Пермский завод "Велта". Город Пермь по праву можно назвать велосипедной столицей Урала, ведь с конвейера этого завода сходят тысячи новеньких блестящих велосипедов. Тот, кто хоть раз лихо, с ветерком, катился верхом на двухколесной машине, согласится, что трудно придумать более удобное, экологически чистое, скоростное и вездесущее транспортное средство.