Разнотравье лугов так ясно
Даже в недрах Урал хранит:
Василек - лазурит, лютик - яшма,
Травка талая - малахит.
В. Радневич
Несметные сокровища камней-самоцветов таят в себе недра Урала. Но, пожалуй, самый таинственный и загадочный среди них - малахит. Его название вероятнее всего произошло от слова "мальва". Есть такой цветок с очень сочными зелеными листочками, и узоры, застывшие в
камне, напоминают этот цветок.
В фондах Пермского областного краеведческого музея хранятся шкатулки, подсвечники и различные ювелирные украшения из малахита. Их можно рассматривать долго, как картины. Узор причудливый, как будто только что застыли гребни волн, разбрызгались, расплескались, разлетелись мелкими капельками!
Невольно думаешь, какие тонкие кисточки брала Хозяйка Медной горы для росписи своих изделий, вроде шкатулочки, что подарила она уральской рукодельнице Настасье. И поверишь в сказку: раз есть на земле этот сказочный расписной камень, может, и вправду живет в Медной горе Хозяйка?
Так это или нет, кто знает, но сама-то Медная гора стоит на Урале и по сей день, как и знакомые по сказам Бажова Гумешки. Вот с этих-то Гумешек и пошел еще с конца XVIII века знаменитый на весь мир малахит. После того как в 1773 году подарили Екатерине II глыбу малахита, мода на уральский камень захлестнула не только обе русские столицы, но и Париж, Вену, Берлин. Одним из самых дорогих подарков Наполеон считал дар русского царя Александра I - малахитовые столик, вазу и канделябры для свечей. Когда в 1835 году нашли гнездо малахита весом около 50 тонн, то повелел царь сделать не вазу, не ларец, а целый малахитовый зал в Зимнем дворце! И потянулись с Уральских гор на Петергофскую гранильную фабрику подводы с малахитом. На цельные стены и колонны никаких глыб не хватило бы, пришлось пойти на хитрость. Стали камень распиливать на множество мелких пластин, а потом приклеивать на основу кусочек к кусочку тонкие, не толще 4 мм, пластиночки. Издалека не видны были швы, казалось, что целые стены сделаны из малахита. Узор шел плавно, певуче, текуче, то словно мятый бархат, то извилистыми шелковыми лентами, то глазками и завитками. Эта филигранная техника, изобретенная уральскими малахитчиками, получила название русская мозаика.
133 пуда, а это больше двух тонн, ушло на отделку малахитового зала. С полу, поддерживая лепной карниз золоченого узорного потолка, поднимаются малахитовые колонны и пилястры. В высоких зеркалах над малахитовыми каминами отражаются чудные вазы, плоские и яйцевидные, похожие то на греческие амфоры, то на широкогорлые кратеры. Трехметровые малахитовые торшеры и фигурные канделябры несут сотни бронзовых подсвечников. Затейлвый узор камня завораживает глаз, отливая шелковым блеском.
Малахитовая палата и обширная коллекция малахитовых предметов в залах Эрмитажа в Санкт-Петербурге - одно из красивейших собраний в России. Не меньше впечатляют 8 колоссальных десятиметровых малахитовых колот в алтаре монументального Исаакиевского собора. Изделия из уральского самоцвета можно увидеть и в знаменитой Сикстинской капелле в Ватикане.
К сожалению, подобных залов из малахита и колонн на Урале нет, но в экспозиции краеведческого музея представлен этот камень. Здесь можно увидеть необработанный камень, такой, каким он встречается в природе; отшлифованный монолит и вазу, выполненную в технике русская мозаика. Теперь малахит большими глыбами уже не встречается на Урале, лишь небольшие крупинки попадаются там, где осталась медь. А техника русская мозаика получила широкое применение в отделке предметов и помещений уральскими самоцветами.