Дорога скорби,
Земных утрат -
Уралом горбясь,
Сибирский тракт.
В. Радкевич
Проникновение русских на Урал активно пошло с 1472 года, когда Пермь Великая вошла в состав Русского централизованного государства началось промышленное освоение Урала и Сибири.
Государева дорога в Сибирь трижды меняла свое направление, но каждый раз она проходила по территории Пермского края. Первая шла из Чердыни в верховья Вишеры и Лозьвы; вторая пролегала от Соликамска до Верхотурья (Бабиновский тракт); третья, известная под названием Сибирский тракт, проходила через Пермь и Кунгур.
Дороги, оставленные людьми, умирают медленно. Вот уже более двух веков прошло с тек пор, как никто не ездит по старому Бабиновскому тракту, а остатки его сохранились. История этой дороги началась в 1595 году, когда царь Федор Иоаннович (сын Ивана Грозного) повелел посадскому человеку из Соликамска Артемию Сафронову Бабинову разведать прямую сухопутную дорогу через Уральские горы для сообщения с Сибирью.
Артемий Бабинов был родом из деревни Верх-Усолка близ Соликамска. По сведениям старожилов, однажды около Чаньвенской пещеры он встретил вогулов (так раньше называли манси), которые приходили сюда из-за гор, чтобы поклониться своим богам. Пещера на Чаньве почиталась у них как святое место.
Бабинов тайно пошел за ними, заламывая, чтобы не потерять тропу, ветки деревьев. Так прошел он за Уральские горы. Затем доложил в Москву, что может провести прямую грунтовую дорогу, которая намного сократит расстояние между Солью Камской и Тюменью. Получив царское благоволение, Бабинов приступил к устройству дороги и в 1597 году вывел ее к реке Туре, неподалеку от вогульского городища Нером-Кар.
Этот путь стал именоваться новой сибирской Верхотурской дорогой, но исторически за ним закрепилось название Бабиновский тракт.
Этим народ отдал дань уважения первооткрывателю и строителю первой сухопутной дороги через Урал.
За выполненную работу царь пожаловал "Ортюшке Бабинову" царскую грамоту. Она освобождала его от разных податей и оброков. Кроме того, он получил пашню, сенные покосы и всякие угодья по Яйве-реке по новой дороге. Бабинов проложил дорогу в кратчайший срок.
В его распоряжении были два целовальника и сорок посошных людей. Они работали одними лопатами и топорами. На всю работу по прочистке трассы и устройству мостов ушло около двух лет. Был создан путь длиной 263 версты, а это почти 280 км. Понятно, дорога, выстроенная за столь короткий срок через леса и болота, не могла быть совершенной. Два года спустя, 22 апреля 1599 года, царь Борис Годунов направил указ верхотурскому воеводе Василию Головину, в котором предписывалось благоустроить дорогу и поддерживать ее в порядке. Дорогу сделали шире и лучше. Бабинов с семьей поселился в селении Чикман и до конца своих дней занимался ремонтом дороги.
С постройкой Бабиновского тракта все другие пути через Уральские горы в Сибирь и обратно были официально запрещены. Только по ней разрешался проезд служивых и торговых людей, провоз товаров и государственной почты с денежной и меховой казной. Всех, кто пытался проехать другим путем, строго наказывали: били кнутом и брали высокие штрафы, а товары просто конфисковывали. Правительство России находило выгодным содержать всего лишь одну таможню и взимать 10% пошлины со всех ввозимых товаров и денег. Район, которым ведала верхотурская таможня, охватывал всю территорию от Урала до границ с Китаем.
Спустя четыре столетия, 19 августа 1996 года, в день Преображения Господня, получив благословение наместника Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря игумена Тихона, отправилась в дальнюю дорогу научно-исследовательская паломническая экспедиция "Русский путь". Инициатор экспедиции - редакция популярного журнала "Родина", а ее цель - исследование малых городов уральской глубинки, изучение возможности воссоздания культурно-исторических территорий, а главное - подведение своеобразного исторического итога освоения Урала и Сибири. Принять участие в последующих экспедициях может каждый, кто хочет приобщиться к великой истории, святыням и ценностям предков.